Роль голоса в жизни человека. Каков общий механизм голосообразования? Голос как главное средство коммуникации. Роль в восприятии человека и его самопрезентации. Что такое голосовая реабилитация и как производится? Голосообразующие аппараты для голоса
Голос человека – это уникальная способность, позволяющая общаться и самовыражаться, проявлять свои эмоции и индивидуальность. Без него невозможно полноценно существовать в семье и обществе. Появляясь на свет, человек заявляет о себе с помощью голоса и первые месяцы жизни общается только посредством него: зовет мать, выражает свои ощущения и коммуницирует с миром. Благодаря этому уже в младенчестве проявляется темперамент, сообразительность и другие особенности ребенка. Впоследствии формируется устная речь, непосредственно связанная с полом, возрастом, характером и интеллектом индивида. Женщины говорят почти в 3 раза больше, чем мужчины, произнося от 20 тысяч слов в день! У сангвиников речь уравновешенная, у холериков – быстрая и сбивчивая, а у флегматиков – медленная и спокойная. У пожилых людей тоже замедляется и утрачивает эмоциональность. Голос – это тонкий инструмент, который может меняться ввиду разных причин. У курящих, например, становится более грубым и хриплым, а у лекторов и гидов часто «садится». К критическим ситуациям относится рак гортани как ключевого отдела голосообразования. Орган полностью удаляется вместе со связками. Но даже после этого можно вернуть голосовое общение с помощью заместительных устройств, чтобы не оказаться в социальной изоляции.
Как формируется голос у человека?
Общий механизм голосообразования хорошо известен. Мы делаем вдох, после чего воздух через гортань попадает в трахею, бронхи и легкие. Фонация происходит на выдохе, когда потоки воздуха идут обратно, вновь проходя через гортань и голосовые связки. Это парные складки, способные растягиваться, колебаться и возвращаться в исходное положение. При обычном дыхании и молчании они разомкнуты с образованием широкой голосовой щели в виде треугольника. А во время произнесения звуков связки плотно смыкаются. Проходящий воздух наталкивается на препятствие, но прорывается через узкую голосовую щель и вызывает вибрации складок. Причем при разговоре его объем гораздо меньше и сила слабее, чем при обычном выдохе. Фонация продолжается до тех пор, пока хватает воздуха в легких. Чем его больше, тем громче голос и продолжительнее звучание. Речь формируется в полости рта артикуляционным аппаратом (язык, губы). Все звенья этого механизма очень важны, но главным органом голосообразования является гортань вместе со связками. Поэтому именно ее удаление при раке горла лишает человека способности к фонации естественным путем. В этом случае нужно компенсировать функции связок – например, носимым аппаратом для голоса.
Механизм голосообразования рассматривается и с других точек зрения. Говорится о том, что для правильного воспроизведения речи человеку нужно настроить свое тело. И в первую очередь – это обрести опору и найти «точку заземления». Основную роль в этом играет наш позвоночник, который к тому же связан с главными внутренними резонаторами в области груди и головы. Говорить нужно только с прямой спиной, опираясь на обе ноги и не смещая центр тяжести тела. Несложно заметить, что при остеохондрозе, искривлении, сутулости и других подобных состояниях голос становится более слабым и безликим, чем у здоровых людей. Чтобы придать ему объем и наполненность, обязательно нужно задействовать резонаторы. Второй важнейший орган в настройке тела уже упоминался. Это легкие, обеспечивающие необходимый запас воздуха для фонации. От дыхания зависят практически все жизненно важные процессы, происходящие в нашем организме. А у взрослых людей в силу разных причин оно нарушено, что влияет и на голосообразование. И третье: необходимо учиться справляться со своими эмоциями и стараться не переходить на высокие тона. Это не значит, что речь должна быть безликой! Но если в ней доминируют эмоции (как отрицательные, так и положительные), то это тоже нарушает работу механизма и искажает воспроизводство звуков.
Голос как главное средство коммуникации
Все методы невербального общения (жесты, мимика, позы) не способны нести какую-либо информация без визуального контакта с человеком. Они всегда привязаны к конкретному месту и времени, к тому же легко подменяют друг друга. Голос как способ вербальной коммуникации полноценно ничем заменить нельзя. Он уникален еще и потому, что не требует присутствия собеседника в зоне видимости. И это не отражается на нашем восприятии его речи, что демонстрирует общение по телефону. По голосу мы в целом можем выстроить образ даже незнакомого человека, определив его пол, возраст и другие признаки. А по внешности или мимике сложно себе представить, как он говорит. Письменная речь тоже вербальна, но она контролируемая. Поэтому по письмам или сообщениям не всегда можно понять состояние человека. Только голос позволяет не только проанализировать сказанное, но и просканировать собеседника с физической, эмоциональной, ментальной и личностной точек зрения.
Так, по длительной осиплости и хрипоте можно заподозрить у человека заболевание, вплоть до опасного для жизни рака гортани. Ослабление громкости или замедление скорости речи тоже могут указывать на плохое самочувствие, но чаще это обычная усталость. Исследования показали, что негативные эмоциональные состояния распознаются по голосу лучше, чем позитивные. Но идентифицировать такие базовые эмоции, как гнев, грусть, страх, радость и удивление, не составит труда. Хорошо зная человека, можно различать гораздо более широкую гамму чувств и даже определять, врет он в данный момент или говорит правду. Именно по голосу мы считываем и отношение к нам самим. Если у собеседника изменилась интонация и тональность, значит общение перестало быть для него интересным или наоборот. Все это тоже входит в понятие коммуникации, а не только анализ услышанного во время разговора. Смысл сказанного всегда вторичен, потому что сначала мы инстинктивно улавливаем тон и громкость.
Роль голоса в восприятии человека
Двух абсолютно идентичных голосов не существует, поэтому нам легко узнавать знакомых людей на слух, даже не видя их. Уже отмечалось, что идет не просто процесс идентификации личности, но и оценка эмоционального состояния в данный момент. Нарушение привычного ритма и манеры речи может указывать на усталость, беспокойство или радость. При новом знакомстве впечатление о человеке сначала складывается по его внешности и затем – по голосу. Происходит это подсознательно буквально за 30-40 секунд, после чего начинается обработка полученной информации в головном мозге. Поэтому часто говорят, что нельзя произвести первое впечатление дважды. Безусловно, впоследствии мнение о человеке может поменяться в ту или иную сторону, но своего первого впечатления о нем мы не забываем. Зрительная оценка внешности во многом субъективна, ведь одежду и стиль можно легко корректировать и периодически менять. А вот особенности голоса ничем не завуалировать. Нередко можно услышать фразы «Она мне очень понравилась, пока не открыла рот» или «Он не привлек внимания, пока не заговорил». Это означает, что в первом случае голос (речь) сыграли отрицательную роль в формировании впечатления, а во втором – положительную.
Если приводить процентное соотношение, то в нашем восприятии оценка внешности индивида составляет 50-60%, содержание его речи – до 7%, а звучание голоса – 30-35%. То есть сначала нам важно не то, что человек говорит, а как он это делает. Первые минуты общения мы вслушиваемся в интонации и только потом начинает анализировать сказанное. Замечено, что люди подсознательно «блокируют» людей с резким, визгливым, писклявым и излишне громким голосом. Он ассоциируется с инфантильностью, нервозностью, скандальностью или невоспитанностью. Хотя собеседники могут и не обладать такими качествами, но их стараются избегать даже при внешней красоте. При этом мало кого не завораживает спокойный и мелодичный грудной (низкий) голос. Опросы показали, что женщинам больше всего нравится бархатный баритон без излишней выразительности и резких переходов. А мужчин привлекает легкий лирический сопрано, наполненный эмоциями (не путать с истеричностью!). По мере узнавания человека его внешность тоже отходит на второй план. Ведь даже не очень привлекательные, на первый взгляд, люди могут иметь широкий круг общения и пользоваться большим успехом. Это часто объясняют таким понятием, как харизма. Но к ее важным составляющим тоже относится голос человека как свойство, обладающее магнетизмом.
Характеристика личности по голосу
Тембр, высота и другие характеристики зависят от длины (толщины) связок и других физиологических характеристик. Изменить их радикально или долго говорить «не своим» голосом невозможно. Огромную роль играют семья и окружение, ведь с детства мы неосознанно подражаем тому, как говорят родные и близкие. Если ребенок часто слышит высокие, крикливые или требовательные ноты, то во взрослом возрасте он тоже будет использовать их в своей речи. Но голос человек – это и проводник внутренней энергии, которая его характеризует. Под энергией подразумеваются не только эмоции, которые испытываются в момент разговора, но и черты характера, особенности темперамента и реакции на те или иные ситуации. Если не брать в расчет отдельные индивидуальные особенности, то по высоте, тембру и интонации несложно определить состояние человека, его намерения и настрой. Отрывистая тональность демонстрирует раздражительность, высокие и резкие нотки – нетерпимость, а мягкие и приглушенные – доброжелательность. Голосом можно проявлять свои реакции и желания даже без слов. Все эти признаки известны и легко расшифровываются. Можно, например, слушать иностранную оперу и понимать чувства персонажей без перевода.
Что касается характера и личностных качеств, то в большей степени они проявляются в силе звучания, интонации и манере разговора. Так, умелые манипуляторы и «энергетические вампиры» говорят подчеркнуто спокойно, не повышая тона. А лгуны, наоборот, нередко срываются на крик. Аутисты обладают голосом, но практически им не пользуются. Им не нужно общение или привлечение внимание других людей. Депрессивные и апатичные личности тоже стараются мало коммуницировать, так как звуки выводят их из привычного состояния. В определенной степени это также относится к тихим и немногословным меланхоликам. Совершенно обратная ситуация с нарциссами и невротиками. Первые всегда ориентированы на публику и стремятся всеми силами оказаться в центре внимания. По этой причине говорят они много и нарочито громко, что не всегда соответствует ситуации. Невротики действуют не так прямолинейно, используя широкую палитру звуков и интонаций. Она может быть как резкой и командной, так и вкрадчивой и податливой. В России недавно разработали новый метод для определения психических расстройств по аудиозаписи. Это позволяет вовремя распознать депрессивные и другие состояния по характерным отличиям от речи здоровых людей.
Голос как инструмент самопрезентации
В своем большинстве люди специально не занимаются улучшением или изменением его звучания, если этого не требует сфера их деятельности. Профессиональным певцам, дикторам, ораторам, политикам и преподавателям это необходимо. Но ведь и обычный человек способен влиять на людей своим голосом, использовать его для презентации себя и позиционирования в социуме. Он дан нам с рождения, но является очень гибким инструментом, который можно настроить на нужный лад. Сколько людей не достигло успеха и не сделало карьеры только по причине того, что они не умели грамотно управлять своей интонацией, тембром, скоростью и громкостью речи. А ведь при желании их можно натренировать.
Английские ученые провели эксперимент и определили, что для положительного восприятия окружающими нужно понижать интонацию к концу предложения, держать короткие смысловые паузы между словами (фразами) и произносить не более 150-160 слов в минуту. Важно не тараторить и не утомлять собеседников, избегать напряжения горла и подбородка, так как в таком положении голос звучит высоко и напряженно. Слишком эмоциональной речи слушатели предпочтут монотонную, а безостановочному монологу – возможность диалога или общение по типу «вопрос-ответ». Нужная тональность и темп речи необходимы как в деловом, так и в личном общении. Очевидно, что люди с поставленным голосом чаще вызывают симпатию.
Почему нам не нравится собственный голос?
Мы слышим его совершенно иначе, чем он звучит на самом деле. Звук проходит через наши внутренние резонаторы (включая черепную коробку) и приобретает более низкие частоты. То есть мы слышим его через костную проводимость, а другие – через воздушную, только на слух. Именно во втором случае он звучит в чистом виде и на более высоких частотах. Так же воспринимается и в записи, нередко вызывая негативные реакции своего обладателя. Для этого есть даже отдельный термин – голосовая конфронтация, когда человек как бы вступает в противоборство с самим собой. Интересный результат показало одно исследование. Добровольцев просили оценить звучание нескольких голосов в записи, среди которых был и их собственный. Люди его не узнавали, оценивали беспристрастно и ставили высокие баллы. То есть в голосовой конфронтации важную роль играют самооценка и восприятие самого себя.
Но факт остается фактом: используя голос как инструмент идентичности и самопрезентации, мы нередко ошибаемся. Ведь звучит он иначе и, соответственно, воспринимается не так, как мы ожидаем. Поэтому отдельные интонации, которым нам кажутся идеальными для той или иной ситуации, могут не найти отклика у других. Или, например, некоторые нотки выдают наше волнение или неуверенность, хотя мы сами их не слышим. Чтобы избавиться от голосовой конфронтации, можно чаще слушать себя в записи. Поначалу это будет вызывать дискомфорт и недовольство. Но впоследствии к звучанию собственного голоса можно привыкнуть и даже найти в нем интересные нотки и особенности, которые можно умело использовать. Главным недостатком голосообразующих аппаратов, например, тоже считают нетипичное звучание. Но здесь действует тот же принцип: со временем к нему привыкает и сам человек, и его окружение.
Что такое голосовая реабилитация?
Потеря голоса отражается на всех сферах жизни, поэтому его восстановление становится первостепенной задачей для каждого человека. Нарушение голосообразования бывает временным, когда оно связано с респираторными заболеваниями или функциональными нарушениями. Во время простуды или гриппа голос становится тихим и гнусавым, но после выздоровления должен восстановиться самостоятельно. Если было длительное перенапряжение связок, то появляются хрипота, осиплость и прерывание фонации. Это относится к функциональным нарушениям, которые устраняются голосовым покоем и с помощью лечебных средств. Гораздо сложнее проходит реабилитация после травм гортани, при стенозе и других патологических состояниях. Здесь имеет место изменение размера, формы или структуры тканей, что является уже органическим нарушением. Помимо лечения основного заболевания, потребуется комплекс мероприятий по восстановлению голоса.
Во всех перечисленных случаях реабилитация проходит за счет ресурсов самого организма. Но что делать, если выполнена ларингэктомия – удаление гортани и связок при раке? Ведь нужно будет заместить целый отдел голосообразования. Из компенсаторных органов для этих целей подходит только пищевод. С помощью тренировок в его эластичных стенках формируется неоглоттис (псевдоголосовая щель). Воздух сначала заглатывается, затем извлекается по типу отрыжки и протискивается через щель, как через голосовые связки. Но освоение такой физиологически неестественной фонации требует больших затрат времени, терпения и сил, а результативность остается очень низкой. По этой причине пациенты все чаще прибегают к техническим средствам реабилитации голоса. Одним из них является голосовой клапан, однако его установка в трахею требует проведения операции трахеопищеводного шунтирования с протезированием. В дальнейшем потребуется ежедневно чистить и регулярно менять клапан. Но и это не исключает риска инфицирования, отека, пролежней и развития других осложнений.
Голосообразующий аппарат для голоса
Организм после такой радикальной операции, как ларингэктомия, сильно ослаблен. Пациентам предстоит и долгая физическая реабилитация, ведь дышать теперь придется только через трахеостомическую трубку в горле. Во время удаления гортани формируется отверстие (трахеостома), куда и вставляется трубка. В ранний послеоперационный период возникают сложности с глотанием и приемом пищи, с гигиеническими процедурами, сменой и чисткой трахеостомической трубки. Когда заново освоены все необходимые физиологические навыки, можно начинать голосовую реабилитацию. Это становится задачей номер один для 90% пациентов после рака гортани, которые не представляют своей дальнейшей жизни без вербального общения. Можно приступать к восстановлению голоса уже спустя 2-3 месяца после ларингэктомии. Но оправдано ли изматывать свой организм тренировками пищеводного голоса или снова ложиться под нож хирурга, чтобы поставить протез? Это может не только не дать желаемого результата, но и ухудшить все еще нестабильное общее самочувствие.
Избежать сильного физического напряжения и потери времени, очередной операции и возможных осложнений позволяет голосообразующий аппарат. Это портативный аккумуляторный прибор в легком пластиковом корпусе. На одном конце имеет мембрану, которую нужно приложить к подбородку в той точке, где звук проходит максимально громко и четко. Найти эту точку можно путем несложных и недолгих тренировок. Когда прибор включается, то мембрана начинает вибрировать и передавать колебания в резонаторную полость рта. То есть аппарат для голоса создает звуковые колебания в горле вместо утраченных связок. Затем уже остается задействовать язык, губы, нижнюю челюсть и нёбо для воспроизводства речи. Артикулировать лучше активнее, чтобы четче выговаривать слова. Но лёгкие при этом способе голосовой реабилитации работают без напряжения. Другие органы (как и инородные протезы) в этом процессе не участвуют, что полностью исключает какие-либо затруднения или осложнения. Прибором можно пользоваться постоянно или по мере необходимости. Нужно лишь периодически его заряжать и не забывать носить с собой.
Единственные в России голосообразующие аппараты АГ-2000 производства Хронос – это сертифицированные технические средства реабилитации для больных после ларингэктомии. Выполнен прибор в удобном компактном корпусе, который можно носить на шейном шнурке или в кармане. Работает по современным цифровым технологиям, позволяя регулировать громкость по 4 позициям, а тональность – по 25 частотах. По своим функциональным возможностям превосходит отдельные зарубежные аналоги того же класса – например, прибор Labex Digital. Емкий аккумулятор держит зарядку целые сутки в режиме непрерывного разговора, а заряжается всего за 2,5 часа через кабель с разъемом USB. Голосообразующие аппараты АГ-2000 производства Хронос всегда имеются в наличии и стоят в 2-3 раза дешевле зарубежных приборов, поставки которых сегодня затруднены. Производитель обеспечивает бесплатную доставку цифрового аппарата АГ-2000 для голоса в любой регион страны. В комплекте будут чеки, которые инвалиду нужно будет приложить к заявлению в местный Фонд соцстрахования и получить денежную компенсацию за покупку. Благодаря Хронос даже при такой фатальной ситуации, как удаление гортани и полная потеря голоса, можно вернуть способность к голосообразованию, вывести себя из социальной изоляции и начать жить заново.