Психическое состояние больных кожными заболеваниями. Психодерматология и объекты ее изучения. Зависимость хронических дерматозов от психогенных причин. Что провоцирует обострения и как меняется качество жизни? Влияние лечения кожи на состояние больных
Хронические кожные заболевания вызывают серьезные психоэмоциональные нарушения у людей разного возраста. В большинстве случаев симптомы дерматозов проявляются на видимых местах, поэтому их очень сложно скрыть. Например, псориаз и экзема часто поражают кисти и ладони, атопический дерматит – сгибательные поверхности конечностей, а себорейный дерматит и очаговая алопеция – волосистую часть головы. Покраснение кожи, различные высыпания, чешуйки и эрозии привлекают внимание окружающих и вызывают не всегда адекватную реакцию. Многим людям кажется, что все перечисленные кожные заболевания заразны и обязательно передадутся при личном контакте. Казалось бы, миф об их заразности давно развенчан и подобные опасения абсолютно напрасны. Но больного начинают избегать коллеги и знакомые, что вызывает у него сильные переживания и постоянные стрессы. Человек старается меньше бывать в бассейнах и на пляжах, начинает комплексовать при личном общении и замыкается в себе. А это неизбежно приводит к нервным срывам и депрессиям.
Помимо визуально не привлекательных кожных высыпаний, заболевания сопровождаются мучительным зудом, жжением и чрезмерным шелушением. Все это доставляет больным уже не только психологические, но и физические страдания. В периоды обострений становится сложно выполнять даже простую работу. К примеру, при псориазе и экземе кистей любые прикосновения к местам поражения вызывают неприятные ощущения, поэтому сложно что-то делать руками. Получается, что эмоциональный дискомфорт только усиливается. Больные становятся раздражительными, плохо спят и не могут нормально работать. Врачи тоже не дают радужных прогнозов. Ведь хронические заболевания кожи (особенно вызванные генетическими и аутоиммунными факторами) окончательно не вылечиваются. Но распространенными триггерами их обострений становятся именно стрессы! Получается порочный круг: чем больше больной нервничает, тем хуже становится его состояние. Нужен продуманный подход и к выбору терапии, чтобы процесс лечения не доставлял человеку лишних переживаний.
Психодерматология и объекты ее изучения
Это раздел дерматологии, изучающий связь между хроническими дерматозами с неврогенными и психическими факторами. Ученые выделяют две основные категории: 1) болезни, связанные с нервной системой, но имеющие и кожные проявления; 2) заболевания эпидермиса, чей дебют или рецидив связаны с психогенными факторами. К первым относятся, в частности, разновидности ипохондрии. Но наибольший интерес у дерматологов вызывает именно вторая категория. Ведь знание взаимосвязи с нервной системой и психикой позволяет повышать эффективность лечения кожи. К этим заболеваниям относятся атопический и себорейный дерматит, псориаз и парапсориаз, экзема, гнездная алопеция, витилиго, розацеа, крапивница, акне, простой герпес. При каждом из них наблюдается сочетание кожных проявлений и психических расстройств. Степень их выраженности разная и зависит от характера человека, его пола, возраста, темперамента и других индивидуальных особенностей. По данным исследований, при атопическом дерматите они более выражены у женщин, а при псориазе – у мужчин. Кроме этого, люди молодого возрасте гораздо сильнее переживают проблемы, связанные с внешностью, чем пожилые. Известно и то, что взрывные и несдержанные люди реже страдают глубокими неврологическими расстройствами, чем те, кто все держит в себе.
По мнению психодерматологов, психические расстройства разной степени встречаются почти у трети дерматологических пациентов. В одном из опросов приняло участие более 200 человек. Исследование их психического состояния показало, что у 70% из них есть признаки депрессии, а у остальных – повышенной тревожности. Депрессия признана самым частым спутником больных псориазом. По разным данным, выявляется у 30-60% больных. Еще чаще встречается у людей с угревой болезнью (акне), розацеа (красные пятна на лице) и рецидивирующим простом герпесе. При атопическом дерматите (АтД) психические расстройства также обнаруживаются почти у половины пациентов, как и при псориазе. У большинства из них диагностируются невротическая депрессия или ипохондрический невроз. Пря тяжелом течении этих заболеваний начинают развиваться тревожно-фобические и неврастенические расстройства. Страдают и люди с очаговой алопецией, ведь потеря волос на голове (тем более – у молодых) становится не менее серьезной проблемой, чем поражение кожи. Помимо депрессивных и тревожных расстройств, у многих людей с облысением наблюдаются проблемы с адаптацией и социальная фобия. В целом те или иные расстройства личности обнаруживаются у более чем половины больных с затяжными не проходящими дерматозами.
Зависимость болезней кожи от психогенных причин
Долгое время считалось, что псориаз, атопический дерматит, очаговая алопеция и другие хронические заболевания являются психосоматическими. Среди их главных причин врачи называли вегетативный невроз – группу патологических состояний, вызываемых различными нарушениями вегетативной нервной системы. Это может провоцировать самые различные нарушения в организме и затрагивать эпидермис. Высказывалось мнение, что нерешенные конфликты, подавляемые эмоциональных реакции и накопленные глубокие переживания в итоге «выстреливают» и проводят к кожным болезням. Впоследствии выяснили, что в их патогенезе первостепенную роль играют генетические и иммунные механизмы, а психогенные факторы вмешиваются в их работу. Детальные исследования подтвердили эту теорию.
Так, во время стресса происходит выброс биологически активных соединений (нейропептидов), внутренних регуляторов нервной системы (нейротрофинов) и других веществ. А они, в свою очередь, приводят к дисбалансу в клеточной иммунной системе. Например, при герпесе снижается выработка клеток-киллеров, которые должны уничтожать возбудителя заболеваний. При аутоимунных кожных патологиях все происходит наоборот. При витилиго клеточный иммунитет чрезмерно активизируется и начинает поражать пигментные клетки (меланоциты), из-за чего на коже и образуются белые пятна. При гнездной алопеции мишенью иммунитета становятся волосяные фолликулы, поэтому волосы локально выпадают и перестают расти. При псориазе нарушается взаимодействие с главными клетками эпидермиса – кератиноцитами.
В одном из трудов по психодерматологии хронические болезни кожи были распределены на три категории по степени зависимости их обострений от разных психогенных факторов:
1) Сильная зависимость. Наблюдается при таких распространенных заболеваниях, как атопический дерматит, истинная экзема и хроническая рецидивирующая крапивница. На долю психических и неврогенных факторов в их обострениях приходится более 70-80% случаев.
2) Умеренная зависимость. Характерна для бляшечного псориаза, рецидивирующего простого герпеса, очаговой алопеци и розацеи. Обострения, вызываемые психотравмирующими причинами, развиваются в 40-60% случаев. На фоне остальных это средний показатель.
3) Слабая зависимость. Ею обладают витилиго, вульгарные угри, бородавки, красный плоский лишай, дерматит лица и рта (периоральный). Доля обострений не превышает 15-20%. Хотя есть немало данных, что прогрессирование витилиго и лишая тоже вызывают стрессы.
Воздействие затяжных болезней кожи на психику
Хроническое течение дерматозов, которые могут продолжаться годами и даже сопровождать человека всю жизнь, очень заметно отражаются на психическом состоянии. Сами больные и их родственники порой не осознают всей серьезности ситуации. Они привыкают к частым переменам настроения, приступам агрессии, депрессии, апатии и другим проявлениям психоэмоциональных расстройств. Поэтому долго не замечают изменений, которые происходят в человеке. А ведь при постоянном психотравмирующем воздействии меняются не только его настроение и реакции. Начинают проявляться признаки патологического развития личности, то есть ее нарастающие изменения. По данным специалистов-психодерматологов, протекает это по двум сценариям – паранойяльного ипохондрического синдрома и сенситивных нарушений.
Первый нередко сопровождаются повышенным вниманием к своей внешности и признаками нарциссизм, а второй наоборот – комплексом неполноценности. Больные с паранойяльными и шизоидными расстройствами личности начинают требовать повторных обследований и новых лекарств. Постоянно меняют врачей и пытаются лечиться самостоятельно, что только ухудшает их положение. В семье тоже создают проблемы, требуя повышенного внимания к себе и изменения привычного образа жизни. Их проблема становится идеей фикс, которой должно быть подчинено все. А жизнь превращается в бесконечное лечение. При втором сценарии развития (сенситивном) у больных наблюдаются пессимистические настроения и стремление скрыть свое кожное заболевание. Вместо дерматологов они ходят к косметологам, носят закрытую одежду и стараются меньше бывать на публике. Если запустить этот процесс, то человек может добровольно изолировать себя от общества и близких людей. Оба вида патологического развития личности нуждаются в контроле и своевременной коррекции.
Что провоцирует обострение дерматозов?
Связь кожных болезней с травмирующими психогенными факторами подтверждают и сами пациенты. У многих из них дебют начался после серьезных жизненных испытаний. Самыми сильными потрясениями для каждого человека становятся потеря близких или их тяжелая болезнь. У половины больных переживания были связаны с семейными конфликтами, увольнением с работы или потерей денежных накоплений. Взаимосвязь начала заболевания с этими событиями наиболее очевидна для больных атопическим дерматитом, псориазом и очаговым облысением. Многие даже могут точно назвать ситуацию, после которой у них начались дерматологические и трихологические проблемы. Людям с другими болезнями кожи сложнее вспомнить главный триггер. Обострения могут начаться не сразу, хотя в большинстве случаев с момента воздействия травмирующего фактора проходит немного времени. Рецидивы хронических болезней кожи могут вызвать… сами болезни кожи. Человек, постоянно переживающий из-за своей проблемы, запускает эти механизмы. Это сильно осложняет лечение и замедляет выздоровление, ведь отключить реакции и мысли больного невозможно.
При этом влияние схожих психотравмирующих факторов на разных людей тоже отличается. Насколько быстро и глубоко будут запущены механизмы, воздействующие на кожу, зависит не только от характера и темперамента человека, но и от других характеристик личности. Например, есть такая психологическая особенность, как алекситимия. Это расстройство, проявляемое неспособностью выразить эмоции и сложностями в вербальной коммуникации. Причем оно необязательно указывает на психическое заболевание у человека. Проявления алекситимии в той или иной мере могут встречаются и у здоровых людей (чаще – у мужчин). Исследования показали, что у них тяжелее протекает атопический дерматит. Они менее стрессоустойчивы и более уязвимы к психотравмирующим ситуациям. В целом это относится ко всем людям с внутренними конфликтами, высокой тревожностью и неспособностью решать проблемы. Скорость действия психогенных факторов на обострения тоже разная. Но зависит не только от особенностей человека, но и от конкретного кожного заболевания. При экземе он составляет 2-3 дня, а при атопическом дерматит проявляется практически сразу. Больные почти всегда знают, какой психотравмирующий фактор стал причиной резкого обострения.
Примечательно, что среди упомянутых выше хронических заболеваний именно АтД считается самым наглядным примером взаимосвязи кожных проявлений с психическими. Хотя качество жизни, например, при псориазе и экземе может быть ниже, но обострения дерматита возникают намного чаще. Плюс ко всему, это заболевание кожи нередко дебютирует еще в детском возрасте, что значительно расширяет контингент больных. По некоторым данным, у более чем 80% детей с АтД выявляются пограничные психические расстройства. Выражается это капризностью, плаксивостью, сложностями с засыпанием и коммуницированием со сверстниками. У взрослых с атопическим дерматитом психические проявления намного глубже и разнообразнее. Но есть общие особенности, которые их объединяют: 1) постоянная тревожность и страхи; 2) депрессивные настроения или враждебность; 3) непереносимость стрессов и неустойчивость к психическим нагрузкам; 4) боязнь за свое будущее; 5) требовательность к вниманию и эмпатии окружающих. При этом человек может начать избегать общения и увеличивать межличностную дистанцию. Больше 80% больных с АтД – это интроверты со сниженной социальной активностью и апатичными настроениями. Причем одновременно налицо признаки невротизма, которые чаще проявляются у женщин, чем у мужчин. Невротизм и отгораживание от мира (аутизация) наблюдаются и у больных псориазом.
Как меняют кожные заболевания жизнь человека?
При хронических дерматозах разного характера и продолжительности проводится оценка качества жизни. Тестирование включает в себя ряд вопросов, которые касаются влияния болезни на разные аспекты. Одним из методов оценки является определение Дерматологического индекса качества жизни (DLQI). Тестировалось множество пациентов, и результаты показали однозначное снижения качества жизни у большинства из них. Ощутимее всего это затронуло больных псориазом, атопическим дерматитом и экземой. Заболевания сопровождаются повреждением эпидермиса, воспалительными реакциями, высыпаниями и зудом. При обострениях это накладывает определенные ограничения в повседневной жизни и работе, о чем уже упоминалось. Данные опросов также показали, что индекс качества жизни меньше всего зависит от возраста или пола человека. Главные критерии оценки – это локализация высыпаний, степень их распространения и частота рецидивов. Причем давность заболевания особого значения не имеет. Среди дерматозов, ухудшающих качество жизни у половины пациентов, упоминаются также почесуха, гнойный гидраденит и крапивница.
В прошлом году европейские ученые провели масштабное исследование с участием 20 тысяч дерматологических пациентов. Диагноз им был поставлен за прошедший год. Исследователей заинтересовало, как изменилась их жизнь после этого. Более 88% из них заявило, что кожное заболевание осложняет их личную жизнь, а 83% начали испытывать проблемы на работе и в общении с коллегами. Около 15% пациентов столкнулись, по их ощущениям, с негативным отношением окружающих (стигматизацией), а 20% чувствовали откровенную неприязнь и даже отвращение по отношению к себе. Половина пациентов с акне, крапивницей, атопическим дерматитом и алопецией сообщили о значительном снижении качества жизни. Все это не может не отражаться на психоэмоциональном состоянии человека. Невозможно постоянно избегать людей и замыкаться в себе. Психологи советуют больным выработать некую тактику, которая позволит меньше реагировать на окружающих и больше думать о себе. Причем чем сильнее человек прячет свой недуг, тем больше переживает по этому поводу. Нужно постараться принять свою болезнь, а не отторгать ее, и каждый день учиться с ней жить.
Влияние лечения кожи на состояние больных
Терапия большинства дерматозов продолжается в течение долгого времени, а порой и становится пожизненной. Ведь если острые болезни можно вылечить и благополучно о них забыть, то хронические будут периодически о себе напоминать. Безрецидивные периоды могут длиться 1-2 года и дольше. Но обострения так или иначе возникать будут, поэтому потребуется контролировать свое состояние и вовремя купировать симптомы. А это значит, что снова придется использовать сильные мази (как правило, гормональные) или принимать лекарства. Рутинность и длительность лечения дерматозов крайне негативно влияет на психическое состояние больных. Зная, что можно до конца и не вылечиться, человек вынужден продолжать терапию. А это не только эмоциональные переживания, но и риски для здоровья. Длительное проведение лекарственной терапии может привести к побочным эффектам как со стороны кожи, так и организма в целом. Это означает, что бесконечно повторять курсы тоже нельзя. Люди начинают искать альтернативу, чтобы не столкнуться с более серьезными проблемами.
Такой альтернативой становится физиотерапия, а именно – фототерапия. Это один из самых действенных и многократно проверенных методов, основанный на облучении кожи ультрафиолетом. Но, например, при частом проведении UVA-облучения вместе с приемом усиливающего препарата (ПУВА) тоже возникают побочки. Поэтому стандартом безопасности и эффективности признана узкополосная фототерапия с UVB-облучением 311 нм. Важным преимуществом для больных с хроническими дерматозами становится возможность лечиться дома. Для проведения курса предлагаются российские ультрафиолетовые облучатели для кожи Ультрамиг-311 собственного производства Хронос. Их можно поставить на любую ровную поверхность, надеть очки из комплекта поставки и расположиться так, чтобы излучение попадало на пораженную кожу. При очаговой алопеции, себорейном и атопическом дерматите, ограниченных формах псориаза и экземы можно заказать с доставкой по России облучатель-расческу Ультрамиг-311Р. Его удобно держать в руке и направлять UVB-излучение на очаг поражения. Курсы фототерапии 311 нм можно повторять и планомерно добиваться желаемого результата. Это улучшает не только физическое, но и психологическое состояние человека. Ведь не нужно глотать таблетки, беспокоиться о побочках и даже посещать медучреждения.