Чем опасны солярии и УФА-лучи? Негативное воздействие солярия и общие риски. Проведение UVA-облучения кожи. Побочные эффекты и отсроченные последствия ПУВА-терапии. Безопасно ли UVB-облучение кожи? Фототерапия 311 нанометров в лечении кожных заболеваний
Споры о вреде соляриев и других аппаратов с длинноволновым UVA-излучением (320-400 нм) ведутся почти полвека. Сразу нужно уточнить, что воздействие ультрафиолета любого спектра на кожный покров бывает как положительным, так и отрицательным. Солнечные УФА-лучи не поглощаются атмосферой, доходят до поверхности Земли и вызывают пигментацию кожи, то есть привычный нам всем загар. Из всего УФ-диапазона проникают глубже всех – до средних слоев эпидермиса и дермы. Но в природе обладают наименьшей энергией, поэтому при дозированном облучении не оказывают сильного деструктивного действия. Однако искусственно генерируемый UVA-ультрафиолет не так безопасен. Его сила может увеличиваться большим количеством ламп (как в солярии) или приемом препарата (как при лечении кожи PUVA-терапией). Искусственный загар пока не вышел из моды, хотя дерматологи не устают предупреждать о вреде соляриев. А комбинированный метод PUVA тоже продолжает практиковаться в фототерапии псориаза, парапсориаза, витилиго и других заболеваний кожи. При этом об опасных последствиях длительного облучения заговорили еще в 1980-х годах. Это касается всех искусственных источников A-лучей. Лампы этого спектра установлены как в соляриях, так и в вертикальных кабинках для ПУВА. К каким же последствиям они приводят?
Опасность частых походов в солярий
Все любители круглогодичного загара интересуются: во сколько раз солярий сильнее Солнца? Нужно пояснить, что для мягкого искусственного загара используют лампы длинного A-диапазона, обеспечивающие поверхностную пигментацию. Однако есть и лампы средневолнового UVB-спектра, создающие более сильную пигментацию с эритемами (покраснениями) по аналогии с солнечными лучами. Сила воздействия природного ультрафиолета определяется по УФ-индексу, а в солярии используют другой параметр – коэффициент загара. Это процентная доля именно средневолновых В-лучей в общем спектре лампы. Чем выше коэффициент (установленный максимум – 3.6%), тем интенсивнее будет загар, но нужно тщательнее следить за временем облучения. Есть и ультрафиолетовые лампы для соляриев без УФБ-лучей, устанавливаемые в основном в горизонтальных кабинках. Менее эффективны и не способствуют синтезу витамина D, по позволяют находиться в солярии дольше. Таким образом, используя разные параметры, сложно в точности посчитать разницу. Но в среднем искусственное воздействие сильнее минимум в 12-15 раз. Получается, что 20 минут пребывания под лампами равносильно 3-4 часам под палящим Солнцем. Частое посещение и долгое пребывание имеют последствия как для кожи, так и для всего организма.
Негативное воздействие солярия на кожу
Кожный покров первым встает на пути всех внешних факторов, стараясь их ослабить. Например, защищает от УФ-лучей быстрой пигментацией. Но воздействие накапливается, а кожа начинает терять свои защитные свойства. И тогда развиваются отсроченные последствия.
✔ Покраснения и аллергии. Появление временных проходящих эритем не представляет серьезной угрозы и является мгновенным последствием сильных UVB-ламп в солярии. Если эритемы не проходят в течение суток или сопровождаются жжением, то время облучения нужно обязательно сократить! Но бывает и аллергия на солярий, которая тоже сопровождается покраснением, жжением, зудом и сыпью. Это может быть индивидуальная непереносимость ультрафиолета, которая должна проявляться и под Солнцем. Иногда возникает реакция на химикаты, используемые для очистки кабинок, или на грибки при плохой санитарной обработке.
✔ Прыщи (акне). Бытует мнение, что эффективный способов избавиться от прыщей – это «сжечь» их под сильным ультрафиолетом. Во время пребывания на Солнце или под УФ-лампами они действительно могут подсохнуть и пройти, но это лишь временное явление. Спустя какое-то время прыщи после солярия появляются вновь, причем и в новых местах. Объясняется это начавшимся отшелушиванием клеток эпителия и закупориванием пор. Верхний слой эпидермиса грубеет, а выработка кожного сала нарушается, что и вызывает обострение акне. После сеанса загара рекомендуют всегда использовать уходовые средства.
✔ Солнечная крапивница. Это фотодерматоз, вызываемый патологической реакцией кожи на УФ-излучение. Проявляется в виде сильно зудящих красных пятен на лице, теле и конечностях. Крапивница может развиться спустя несколько минут после облучения, но это заболевание кожи нередко приобретает хронический характер. Помимо медикаментозного лечения, придется избегать как искусственного, так и естественного загара. При фотодерматозе любое воздействие УФ-лучей будет вызывать рецидив. Пациентам показаны также диета, отказ от вредных привычек и обязательная защита от ультрафиолета мазями с повышенным SPF (50+).
✔ Системная красная волчанка. Проявляется красными или пурпурными пятнами на лице и теле. Это хроническое заболевание кожи обычно поражает женщин в возрасте до 30-35 лет. Относится к генетически обусловленным аутоиммунным патологиям, связанным с атипичной реакцией иммунных клеток. Такую реакцию могут запустить различные триггеры, в том числе и избыточное УФ-облучение. Многие больные обнаруживали первые признаки красной волчанки именно после посещения солярия. Помимо общей слабости и повышения температуры, появляются высыпания на щеках и возле переносицы, а также на спине или в зоне декольте.
✔ Меланома. Это очень опасный рак кожи, который формируется при злокачественном перерождении пигментных клеток (меланоцитов). Взаимосвязь между частотой посещения солярия и развитием меланомы доказана многочисленными исследованиями как за рубежом, так и в России. Дерматологи особенно предостерегают молодых людей со светлой кожей: походы в солярий повышают риск ее развития на 75-90%! Для этого достаточно загорать раз в неделю по 12-15 минут в течение нескольких лет. К факторам риска относятся и частые ожоги от УФ-лучей. Причем рак может развиться и спустя десятилетия после прекращения облучения.
Общий вред от соляриев для женщин и мужчин
Кажется, что чрезмерное увлечение загаром опасно только для кожного покрова, но это далеко не так. Самые «безобидные» побочные эффекты – это ломкость ногтей и истончение волос, но последствия бывают и гораздо серьезнее. Онкологи, например, подтверждают, что регулярные походы в солярий повышают риск рака молочной железы и сосков у женщин. Европейские ученые подтверждают: у женщин после 40 лет, которые часто ходят в солярий, риск его развития вдвое выше. Под действием кумулятивного (накапливаемого) излучения нарушается гормональный баланс и происходят мутации в клетках. Не спасают и специальные наклейки на соски, которые не способны защитить от облучения. Молочные железы должны быть закрыты купальником – как от искусственных, так и от природных УФ-лучей. Нежелательно посещать солярии во время месячных, а также при наличии миомы матки, эндометриоза, кист и полипов. Не рекомендуются частое УФ-облучение и при заболеваниях щитовидной железы (гипотиреозе, гипертиреозе или узелках). У мужчин увлечение солярием может негативно сказаться на репродуктивной функции и спровоцировать новообразования из-за перегрева половых органов.
Особенности проведения UVA-облучения кожи
Ультрафиолет этого спектра используется в лечении осложненных кожных заболеваний с большой площадью поражения. Наибольшее распространение получил в терапии псориаза. Стал первым методом УФ-терапии кожи и получил название PUVA. Это комбинированная технология, включающая в себя прием фотоактивного препарата-псоралена (P) и последующее облучение тела длинными лучами (UVA). Уже говорилось о том, что A-спектр энергетически слабый, а препарат усиливает восприимчивость к УФ-лучам и помогает запускать различные фотобиологические процессы. Пациент сначала принимает псорален и только спустя 2 часа подвергается общему облучению. Чаще всего процедуры проводятся в кабинках наподобие вертикальных соляриев. Препарат вызывает рвоту и тошноту, поэтому для уменьшения побочных реакций его могут растворять в воде, чтобы он попал на кожу (ПУВА-ванны). Существуют и аппараты для локального облучения головы или конечностей. Например, в виде арки с лампами, куда помещаются ноги. Но такое оборудование есть далеко не везде.
Что же происходит при поглощении ультрафиолета ДНК клетками кожи? Лечебное действие фототерапии основано на подавлении воспалительных процессов и гиперактивного иммунного ответа. Многократное облучение способно нормализовать эти процессы за счет сильного противовоспалительного и иммуносупрессивного действия. Однако после длительного воздействия появляются нежелательные долгосрочные последствия. Например, теряется тонус кожи и возникают морщины (фотостарение). Начинается ускоренное деление клеток и неравномерное утолщение, называемое кератозом. Почти половина UVА-лучей достигает сосочкового и сетчатого слоя дермы, также вызывая серьезные последствия. Могут разрушаться волокнистые структуры и мелкие сосуды. Увеличивается количество свободных радикалов – сильных окислителей и разрушителей клеточных структур. Под УФ-лучами образуются мутагенные фотопродукты, повышающие риск злокачественного перерождения клеток и развития рака кожи. При этом ДНК клеток не разрушается, а все повреждения в них накапливаются. Это объясняет, почему основные побочные эффекты развиваются не сразу.
Отсроченные последствия UVA-облучения
Самый главный и очень распространенный результат частого и интенсивного воздействия A-излучения – это раннее фотостарение. Начинается задолго до возрастных изменений кожи, но имеет схожие проявления. Под УФА-лучами разрушаются коллагеновые и эластиновые волокна, что приводит к избыточной сухости, образованию глубоких морщин и обвисанию кожи. Наблюдается неравномерное утолщение рогового слоя (кератоз), что проявляется безжизненностью кожного покрова, его грубым рисунком и тусклым сероватым оттенком. Впоследствии это приводит к истончению кожи и утрате ее защитных функций. Причем это не поверхностный процесс в эпидермисе! Уровень коллагена снижается в его среднем базальном слое, а при детальном изучении дермы также наблюдаются признаки нарушения ее структуры и микроциркуляции крови. Проявляется фотостарение и таким признаком, как гиперпигментация.
● Эластоз. Атрофия кожи – один из самых типичных признаков раннего фотостарения. Развивается вследствие накопления измененного эластина в эпидермисе, дерме и конъюнктиве глаз. Из-за избыточной продукции так называемых матриксных металлопротеиназ, способных разрушать белки, начинается деструкция коллагена – стройматериала для кожи. Восполнить это посредством гипертрофии пытается эластин, отвечающий за упругость. В результате кожные покровы становятся сухими, утолщенными и с желтоватой неравномерной окраской. На лице даже в молодом возрасте могут появиться крупные морщины. В группе риска – люди со светлой кожей. Развивается эластоз при чрезмерном увлечении природным или искусственным загаром, а также после многократных лечебных курсов UVA-облучения.
● Гиперпигментация. Проявляется как лентиго – повышенное пигментоообразование. Это распространенное доброкачественное новообразование из пигментных клеток-меланоцитов. Чаще всего встречается у людей со светлой кожей из-за избыточного воздействия А-лучей в солярии или клинике. Стойкие гиперпигментированные (коричневатые) пятна неправильных контуров обнаруживаются у больных после длительных или повторных курсов УФА-облучения. Исследования показывают значительное увеличение количества меланоцитов и активную миграцию пигмента меланина к клеткам дермы и эпидермиса. Наблюдаются и различные меланоцитарные повреждения – например, появление новых родинок. Лентиго может сохраняться еще пару лет после прекращения облучения. При сильных солнечных ожогах, наличии веснушек и большого количества родинок способно перейти в рак кожи – меланому.
● Актинический кератоз. Относится к предраковым изменениям в главных клетках эпидермиса – кератиноцитах. Причина та же: частое (многократное) воздействие UVA-облучения с накоплением дозы и развитием патологических процессов. Проявляется в виде утолщения кожи с прикрепленными чешуйками. Первичным очагом становится шелушащееся овальное пятно, превращающееся в быстрорастущую опухоль – кератоакантому. Часто локализуется на лице и имеет коричневатый оттенок. Может также появиться на шее, руках или голове при облысении. Актинические кератозы в 5 раз повышают риск базальноклеточного рака кожи. Но даже без злокачественного перерождения приобретают хронический характер и протекают с прогрессированием. К пожилому возрасту их признаки появляются уже на большой площади кожи. При чрезмерном увлечении солярием кератоз может развиться уже к 40-ка годам.
Самые опасные последствия УФА-облучения
Многолетние наблюдения показали, что кумулятивная (общая накопительная) доза ПУВА-терапии повышает риск меланомного и немеланомного рака. Известно, что большинство злокачественных новообразований кожи развивается именно на участках, подвергающихся ультрафиолетовому облучению. Если говорить про солнечные лучи, то кремы защищают только от УФБ-лучей, вызывающих эритемы и ожоги. Даже средства с повышенным SPF от УФА-лучей не предохраняют, а ведь на их долю приходится до 95% всего спектра! Есть кремы с расширенной защитой, но они влияют и на интенсивность загара. Что касается общего UVA-облучения тела в соляриях или кабинках для ПУВА, то последствия для кожи неизбежны. В первую очередь это зависит от кумулятивной дозы. Американцы подсчитали, что у пациентов, прошедших курс из 100 процедур облучения с дозой 1000 Дж/см2 риск развития рака в 14 раз ниже, чем после 200 процедур и дозы в 2000 Дж/см2, запускающей активный опухолевый рост.
Влияние как высоких, так и низких доз на механизмы фотоповреждения кожи продолжают изучаться. Деструкция зависит не только от дозы, но и от фототипа и других характеристик кожи. Но по общим результатам многолетних исследований ПУВА был признан потенциально канцерогенным методом фототерапии, несмотря на его высокий терапевтический эффект. При проведении длительного многокурсового лечения псориаза у определенной части больных появлялись признаки злокачественных новообразований, тогда как после UVB-облучения такого не наблюдалось. Механизмы УФ-повреждения затрагивают нуклеиновые кислоты, белки, мембранные липиды и другие структуры. Развиваются стойкие изменения в клетках. Например, у 90% больных с плоскоклеточным раком и у 50% – с базальноклеточным обнаружены мутации гена ТР53, контролирующего клеточное деление. В здоровом организме именно он подавляет рак. Но после того как становится мишенью УФ-излучения, начинает видоизменяться, одновременно поддерживая и мутировавший ген роста клеток BRAF. Четких рекомендаций о допустимом количестве процедур нет, но желательно не проводить больше 200-250 сеансов.
Причины канцерогенности УФА-лучей
Механизмы фотоповреждения кожи сложные, многоэтапные и еще до конца не изученные. Одна из версий основывается на видах мутаций, образуемых под действием ультрафиолета. Измененная ультрафиолетом структура ДНК их сохраняет, поэтому они могут проявиться спустя многие годы после завершения облучения. Результатом поглощения А-лучей внутриклеточными хромофорами становятся окислительные мутации. Оксидативный стресс, в свою очередь, активизирует медиаторов воспаления. Мутирует уже упомянутый ген-супрессор опухоли ТР53 и формируются мутагенные фотопродукты. После УФБ-облучения они также образовываются – в частности, 6-4-фотопродукты. Но этот вид не считается канцерогенным, так как устраняется в процессе репарации ДНК. То есть молекула их быстро распознает и начинает исправлять дефекты. У ДНК огромное количество репарационных систем для устранения повреждений. Один из них – апоптоз, то есть программируемая гибель клеток. Потенциально опасные из них гибнут и не вызывают образования опухоли. Это упрощенная схема происходящих процессов, помогающая понять отличия в воздействии разных спектров.
Безопасно ли UVB-облучение кожи?
Ультрафиолетовое излучение любого диапазона может иметь свои негативные последствия, но они отличаются по степени опасности и глубине. Например, В-лучи энергетически сильные и не нуждаются в усилении препаратами. Но проникают только до шиповатого слоя эпидермиса, тогда как А-лучи достигают дермы. Типичным последствием УФБ-облучения становятся эритемы – сильные покраснения кожи. Если не доводить до ожогов (под Солнцем или УФ-лампами), то они не представляют большой опасности и проходят самостоятельно. Более того, фототерапию лучами 311 нм при очаговой алопеции или витилиго рекомендуют проводить именно эритемными дозами, то есть вызывающими локальный приток крови. Это необходимо для активизации обменных процессов в волосяных фолликулах или в пигментных клетках. А лечение ультрафиолетом псориаза, экземы, атопического и себорейного дерматита выполняют субэритемными дозами, не вызывающими сильного покраснения. При этих заболеваниях эритемные дозы нежелательны из-за возможной активизации воспаления и салообразования.
За пациентами, которые прошли несколько курсов узкополосного UVB-облучения, тоже наблюдали многие годы. Но не обнаружили признаков фотостарения, гиперпигментации и тем более – развития рака кожи. Это позволило объявить фототерапию 311 нм самым безопасным и при этом терапевтически эффективным методом лечения кожных заболеваний. Благодаря этому проводить процедуры допускается даже в домашних условиях. Например, свободно продаются сертифицированные ультрафиолетовые облучатели Ультрамиг-311Р производства Хронос. Это портативные одноламповые УФ-расчески от псориаза, парапсориаза, атопического и себорейного дерматита, экземы, витилиго, отрубевидного лишая, грибовидного микоза и очаговой алопеции. На официальном сайте производителя Хронос можно купить облучатели по привлекательной цене с доставкой по всей России. Используют УФ-расчески для локального облучения волосистой части головы, лица, конечностей и тела. Нужно надеть защитные очки, включить прибор в сеть и направить излучение на воспаленные или пораженные участки кожи. Во избежание сильных эритем начинать нужно с минимального времени воздействия (20-25 секунд) и постепенно его увеличивать. Если площадь кожных высыпаний большая, то можно заказать настольный облучатель Ультрамиг-311 с двумя ультрафиолетовыми лампами.
К важнейшим функциям UVB-облучения относится и синтез витамина D. Регулирует процессы в иммунной и эндокринной системах, активизирует обмен кальция и фосфора. Давно доказана связь дефицита витамина D с заболеваниями кожи: псориазом, атопическим дерматитом, витилиго, очаговым облысением. Получается, что В-лучи приносят только пользу, а УФА-облучение бесполезно и даже опасно? Конечно, не стоит впадать в такие крайности. Ведь в лечении кожных заболеваний успешно используют и длинноволновое облучение (ПУВА). И даже от соляриев бывает не только вред, но и польза. Получив мягкий красивый загар, можно подготовить кожу к летнему пляжному отдыху. Хотя во время процедур вырабатывается очень мало витамина D из-за ограниченного количества В-ламп, зато активизируется выработка гормона радости серотонина. Человек погружается в релаксацию, избавляется от стрессов и усталости. Тем не менее, подробное описание механизмов действия UVA-облучения не оставляет сомнений, что его последствия порой нейтрализуют его плюсы. Поэтому важно найти правильный баланс и понять, что именно первостепенно и насколько оправданы все риски.